Jon Lord - повелитель клавишных
Jon LORD, Санкт-Петербург, Ледовый дворец, 12.10.2009
20.12 – 22.56
Часть II
Итак, в 20.12 на сцене начали появляться оркестранты и дирижер, встреченные аплодисментами. Они опробовали свои инструменты, затем появилась группа, заняв свое место в левом углу сцены, причем ударник расположился за стеклянной ширмой, отделяющей его от оркестра. И только после всего этого на сцену вышел Маэстро. Лорд появился спокойной, расслабленной, но в то же время величественной походкой. Но улыбка на его лице мгновенно отметала всякие мысли о его величии и превосходстве. Это был просто старый добрый друг, реально довольный встрече со своими старыми и новыми друзьями. Джон подошел к микрофону в центре сцены и произнес небольшую речь, поприветствовав зрителей, сказав, что он рад находиться сегодня здесь, что он провел уже несколько дней в нашем прекрасном городе, и что сейчас мы услышим одно из первых его классических произведений, в котором слились классическая музыка и рок – "Concerto For Group And Orchestra”. После этого Лорд уселся на стул перед роялем, повернувшись к нему в пол-оборота, кивнул дирижеру, и действо началось. Постепенно нагнетая тревожную атмосферу, зазвучал оркестр. Джон внимательно наблюдал за работой оркестрантов, порой одобрительно кивая головой.
Музыка все нарастала и нарастала, заполняя весь зал, и приковав к себе все мое внимание. Пожалуй, это был первый концерт, который я поначалу воспринимал лишь слухом, а не визуально. Как я уже говорил, я никогда не был поклонником оркестровой музыки, но тут она сумела полностью завладеть моим вниманием. И лишь через 6 минут, когда вступили группа и Хаммонд Лорда, я взглянул на часы, до этого совершенно забыв о времени. А в этот момент на меня, да и на весь зал, обрушились волны звука настоящего Хаммонда. Сперва он негромко нашептывал, но затем Лорд, видимо, со всей силы надавил на клавиши, и меня просто унесло. Группа и Хаммонд-орган вступили в борьбу с оркестром. Мне и ранее доводилось слышать звучание Хаммонда, но в большинстве случаев этот звук не то, чтобы тонул, но несколько приглушался звучанием группы, а здесь же я, наверно впервые за всю свою жизнь, столкнулся с НАСТОЯЩИМ, чистым звуком Хаммонда. И на протяжении всего концерта саунд этого инструмента очень менялся, окраска этого звука пробегалась по всей звуковой палитре, но в любом случае – это был самый мощный, самый сильный, самый монументальный инструмент из слышанных мною. Браво, Маэстро! Браво, Хаммонд! А пока, под впечатлением этого звучания, то сливавшегося с оркестром, то яростно противоборствующего ему, незаметно завершилась первая часть "Concerto…”.
Я неотрывно следил глазами за игрой Маэстро, а ушами – за великолепной величественной звуковой картиной, разворачивавшейся передо мной, и даже не заметил, как первая часть подошла к своему финалу. Аплодисменты, небольшой перерыв, из-за кулис появились Балсамо и прекрасная полька, уселись на стулья в центре сцены, и тихо, неторопливо началась вторая часть произведения. В надлежащий момент вступил Стив Балсамо и, как я уже и говорил, голос его совершенно меня не впечатлил в этом фрагменте. А вот когда второй куплет затянула Кася Ласка – это совершенно другое дело. Мягкий обволакивающий вокал, как дым, стелился по залу, сопровождаясь таким же спокойным, но навязчивым аккомпанементом оркестра и Хаммонда. А ближе к концу «Адажио» на сцене развернулся настоящий поединок сперва между Хаммондом и оркестром, а затем к ним присоединилась и рок-группа. Джон Лорд даже подпрыгивал за своим инструментом, как и в «Пурпурные» времена, а я не уставал просто любоваться работой настоящего мастера. Аплодисменты, и почти сразу началась третья часть. Группа и оркестр выступают уже на равных правах, но их взаимодействие скорее определяется словом «сотрудничество», а не «противоборство». Джон Лорд по-прежнему неистовствовал за органом, а дирижер оркестра тоже отрывался по полной. Но вот подошел черед лирического музыкального отступления, исполненного гитаристом. И тут же его подхватил Хаммонд Маэстро. Сперва он то ли журчал, то ли мурлыкал от удовольствия, но вскоре звук его стал все более и более нарастать, заглушая звучание всего оркестра, и вот уже над залом царит один только Его Величество Хаммонд, за которым веселился от всей души Повелитель клавишных Джон Лорд. И вновь инициативу у органа и группы перехватывает оркестр, а затем на передний план (в переносном смысле, естественно) выдвинулся ударник CRY FREE. К сожалению, орган полностью загораживал его от меня, но зато я от души насладился звучанием этого соло. Поначалу я ожидал услышать каноническое соло Иэна Пэйса, но этот музыкант выдал что-то совершенно иное, но, тем не менее, этот фрагмент очень органично вписался в классическое произведение Джона Лорда. Но вскоре вслед за этим сам "Concerto…” приблизился к своему финалу.
Отзвучали последние аккорды, все музыканты долго раскланивались с залом. Джон Лорд жестами предлагал зрителям уделить внимание не только ему, но и всем другим, находящимся на сцене. Он вызвал на сцену и Стива Балсамо с Касей Лаской, чтобы и они получили свою заслуженную долю оваций. Сам он несколько раз обнимался с дирижером-итальянцем, благодаря его за исполнение и несколько своеобразное прочтение его произведения. Джон Лорд неоднократно кланялся залу, сложив ладони перед собой, на восточный манер. Поклоны эти были выражением почтения и благодарности к зрителям, но при этом Лорд не терял ни своего величия, ни великолепия. И вслед за этим все музыканты покинули сцену и был объявлен 20-минутный перерыв, который на деле продлился почти полчаса. Вторая часть концерта началась так же, как и первая. Появились оркестранты, опробовали свои инструменты, затем вышел рок-бэнд, и последним, величавой походкой и с улыбкой на лице появился Маэстро Лорд. Он вновь подошел к микрофону, и сказал, что сейчас прозвучат произведения, отражающие различные этапы его сольной карьеры. Он так же упомянул, что в первой части концерта мы услышали его "Concerto For Group & Orchestra”, «сочиненный в 1969 году, когда самому ему было, наверно, лет 5, Ричи тогда было около трех. А сейчас мы услышим произведение, появившееся в 1969, нет в 196…, в общем, не помню – в каком». Жестом руки Маэстро пригласил на сцену Стива Балсамо, тот вышел на край сцены, уселся на стул перед микрофоном, и оркестр, повинуясь взмаху руки дирижера, заиграл незнакомое мне, но так же, как и в "Concerto…”, нагнетающее тревожную атмосферу, интро.
Музыка все нарастала и ускорялась, инициативу у скрипок приняли духовые, затем ударные, и вот уже под рев Хаммонда под своды зала ворвалась неистовая "Pictures Of Home”. Джон Лорд зажигал, как в былые времена, во всю терзая клавиатуру органа. Дирижер не отставал от него, своим поведением изображая настоящего рокера, басист CRY FREE точно и четко пророкотал каноническую партию Гловера, а вот Стив Балсамо, как я уже писал, совершенно не справился со своей ролью. Ну нет в его голосе того напора и бесшабашности, которая прорывалась в этой песне при исполнении ее Гилланом. Ну да ладно, черт с ним, со Стивом, номер вышел шикарным, настолько шикарным, что на финальных аккордах песни в зале вырубился звук, и она завершилась под акустические звуки одного оркестра. Хоть это и не было запланировано, но прозвучало вполне к месту, как достойное завершение новой оркестровой аранжировки этого классического хита DEEP PURPLE.
Андрей Кириллов.
Представитель сайта www.deep-purple.biz
Представитель сайта www.deep-purple.biz