Легенда Fairport Convention дали совместный концерт с Аквариумом
В Москву приехала легендарная группа Fairport Convention, которая считается едва ли не основателями фолк-рока как такового. За 42 года своего существования эта группа обработала и записала значительную часть британского фольклора, пропустила через свои ряды огромное количество музыкантов (достаточно вспомнить хотя бы Санди Дэнни (Sandy Denny) и Ричарда Томпсона (Richard Thompson)), основала свой собственный музыкальный фестиваль, носящий с недавних пор имя «Fairport Cropredy Convention», проводимый ежегодно вот уже более 30 лет, а их альбом 1967 года «Liege & Lief» считается лучшим фолк-альбомом всех времён. Заслуги коллектива можно, конечно, перечислять и дальше, но вполне достаточно и этого.
И вот эта группа приехала с концертом в Москву. Впервые за 42 года своего существования. Судя по многочисленным реверансам во время концерта, этот приезд во многом стал возможен благодаря бессменному лидеру питерского Аквариума Борису Гребенщикову. Собственно, Аквариум и открывали этот концерт. Выступление началось почти на час раньше заявленного времени, в начале девятого. Войдя в зал (уже практически полностью заполненный, к слову) в четверть девятого, я смог лицезреть БГ уже на сцене, поющего «Центр Циклона». На афишах концерта было объявлено о выступлении расширенного состава Аквариума, и состав действительно оказался таковым, причём расширен он был как раз в фолковую сторону – к аквариумовским гитаре, басу, ударным, клавишным и скрипке прибавились ирландская флейта (вистл), литавры и ещё какой-то инструмент, очевидно, тоже ирландский (нечто вроде волынки). В таком составе и без того волшебные песни БГ приобрели и вовсе космическое звучание. И если в «Стаканах» (являющихся ни чем иным, как обработкой ирландской народной песни «Some Say The Devil Is Dead») появление этих инструментов лишь прибавило национального колорита, то, например, «Анютины Глазки» и «Великая Железнодорожная Симфония» приобрели совершенно новое звучание, свежее, как утро где-нибудь на полях Туманного Альбиона.
БГ между песнями был не очень общителен. Благодарил публику, представил музыкантов, но однажды сказал, что ему «хочется сказать что-то», но то что он испытывает «нельзя передать словами, это нечто большее». Всего же Аквариум выступали около часа, освободив сцену для гостей из Англии. Стоит отметить, что при этом свободнее стало не только на сцене, но и в зале – примерно четверть публики ушла с концерта после выступления БГ. Оно, в общем-то, и понятно – БГ у нас знают все, а вот Fairport Convention, несмотря на свой статус живых легенд – только заядлые меломаны. Но и таковых оказалось много, так, что и перед группой не обидно, и особо тесно не было.
Fairport Convention на сцене появились довольно скоро, но вначале просто для того, чтобы настроить инструменты. При этом их появление осталось незамеченным у публики, во всяком случае, никакой реакции на появление артистов не было. Может, оно даже и хорошо – те смогли спокойно настроить инструменты, звук, да и сами настроиться. Настроившись, англичане уходить со сцены не стали, а просто поздоровались: «Hello, Moscow!» Фронтмен группы – Саймон Никол (Simon Nicol), единственный член группы, играющий в ней с самого основания – сказал, что ждал долгих 42 года, чтобы сказать эти простые два слова.
Долго раскачиваться музыканты не стали, а сразу вдарили бодрым английским фолком, аранжированным под стандартный рок-состав (гитара, бас, ударные) плюс скрипку и мандолину. Сразу же стало понятно, что, хоть на сцене стоят совсем уже немолодые люди (всем или уже 60 лет, или почти 60), молодые коллективы просто курят в стороне – традиционные песни вперемешку с творчеством самих Fairport Convention перенесли публику из Москвы куда-то не то в Англию, не то в Ирландию, превратив модный клуб “Икра” в настоящий британский деревенский кабак в праздничный день. Если бы в танцпартере стояли бы столы, были бы и танцы на столах, как это бывает в кабаках. Просто потому что музыканты играли так – весело, виртуозно – что устоять на одном месте было просто невозможно. Зрители заводились, а музыканты, понимая это, заводились сами, тем самым неизменно повышая градус веселья.
|