Тамбовский модерн
Тамбовский модерн был явлением чисто внешним. Главным и часто единственным средством выразительности в работе зодчих оставались детали фасадов, и потому их размеры нередко гипертрофированны. Именно в деталях выражалась душа провинциального зодчего, она же и как мебель для кафе. Птица-аист, наивный элемент архитектурного решения здания кинотеатра Модерн, пожалуй, самый характерный пример оформления фонаря над входом. По выразительности он не уступает лучшим западным аналогам.
|
Своеобразием тамбовского модерна можно наслаждаться и сегодня. Тамбов сохранился лучше многих других российских городов, пострадавших от войн и неумеренных амбиций советской администрации. Впечатляющий по размерам дом (38,7х22,2 м) Маршалла и Франциски Дайа (штат Северная Каролина, США) почти целиком выстроен из кедра в сочетании с оштукатуренными поверхностями. Американский размах присутствует здесь как в экзотическом расположении столь капитальной постройки на острове, соединяющемся с материком посредством моста, так и в желании заказчика соединить под единой кровлей разнохарактерные пространства. Связав мастерскую, офис, хозяйственные помещения и грандиозной высоты гостиную, уютные спальни, обширную кухню с эркером-столовой, летнюю кухню с верандой у воды и огромный гараж в слаженно действующий "организм", архитекторы получили распластанный по земле, но цельный по композиции комплекс.
Жемчужина дома - парадная лестница из дуба, соответствующая по стилю солидной старинной загородной резиденции. Два, повторяющих друг друга зеркально полувинтовых марша, соединяются в антресольном этаже и образуют галерею над зимним садом. Далее, в глубине здания раскрывается перспектива роскошной гостиной. Огромные витринные стекла дают возможность любоваться отсюда водной гладью озера. Самая импозантная часть дома и главный вход расположены диагонально по отношению к остальным фрагментам здания. Здесь пресекаются пути, ведущие в обширные помещения офиса, мастерской, кухни и столовой. Дворцовый характер гостиной формирует камин из натурального камня с двумя топками, одна из которых выходит в мастерскую.
Немаловажное значение для визуального восприятия архитектуры здания имеют ландшафтное оформление прилегающей территории и малые архитектурные формы. Они органически объединяют распластанный объем дома с поверхностью земли. В этом, как это ни парадоксально, можно проследить развитиеконцепции, начало которой дал Ф.-Л. Райт в своих домах прерий. Несомненно, что пространственные сюжеты, свойственные гениальному американскому зодчему, вошли теперь в число традиционных приемов массовой архитектуры, создаваемой сейчас его соотечественниками.
|