Виктор Зинчук в Екатеринбурге
Гитара… Она стала моим наваждением, вожделенной тайной, самым прекрасным, что я знала в своей жизни. Она снится, и так не хочется просыпаться! Она звучит наяву; бывает, что, задумавшись о чем-то, я не сразу замечаю, как внутри возникает музыка. Слыша по радио Queen, я наслаждаюсь не столько даже голосом великолепного Фредди, сколько ни на что не похожим звучанием уникальной гитары Мэя; упиваюсь колдовским искусством Сантаны; поставив кассету любимых Stratovatius, вслушиваюсь в виртуозные пассажи Тимо Толкки… Но то ли дело - услышать эту музыку ЖИВЬЕМ! Вот почему меня не могло не быть на концерте Виктора Зинчука, навестившего многострадальную колыбель уральского рока с программой "Неолирика".
Томясь в ожидании прекрасного в фойе Театра Драмы, я, по своему обыкновению, изучала публику, было заметно, что совсем недавно тут был сделан ремонт, как мне объяснил стоящий рядом вахтер, холл был отделан специальным кирпичом и купить облицовочный кирпич в Ставрополе пришлось, так как ближе не было. Как и следовало ожидать, явных неформалов почти не было - всё больше импозантные дядечки с сотовыми и перезрелые матроны, вряд ли четко осознающие разницу между гитарной музыкой и каким-нибудь "городским шансоном". Бар был полон "под завязку" - оно и понятно: надо ж подготовиться к встрече с прекрасным. Ровно в семь начали запускать. Небольшой зал с его камерной атмосферой показался мне самым подходящим местом для соприкосновения с классикой в её неординарной интерпретации, коей славится Зинчук. На сцене стояла ударная установка, а также две гитары и прежде не виденный мной инструмент - как выяснилось позже, электрическая мандолина, - привлекавший взгляд изяществом форм. Ещё минут десять - пятнадцать после того, как все заняли свои места, концерт не начинался, несмотря на неоднократные стихийные аплодисменты, впрочем, не особо горячие.
Наконец свет в зале погас. Зазвучала слегка меланхоличная мелодия, с первых нот пленившая каким-то особым обаянием старины. Через несколько мгновений посреди сцены вспыхнуло пятно света, явив взорам Человека С Гитарой. Началась Музыка.
Доиграв, Зинчук встал с белого стульчика и, подойдя к микрофону, поздоровался с публикой. К нему присоединились музыканты из аккомпанирующего состава, которых он затем по очереди представлял. Самым колоритным из них был клавишник - Юрий Луценко, наш "почти земляк" из Челябинска-40, с длинным белокурым хаером и в черной коже, запомнившийся оч-чень эмоциональной манерой игры. Кроме него Зинчуку аккомпанировали басист Сергей Рыжов и ударник Анатолий Абрамов. Что же касается самого первого произведения, то это оказалась знаменитая мелодия "Зеленые рукава", которой вот уже полтысячи лет. За "Зелеными рукавами" последовала музычка из "Шоу Бенни Хилла" - единственное разочарование за весь концерт: незатейливый мотивчик, сопровождавший в своё время сальные номера пошловатого толстяка, как-то не соответствовал атмосфере благородной музыки прошлого, пусть и в "электризованной" обработке.
Зато дальше номера были один лучше другого! Задиристый рок-н-ролл Билла Хэйли "See You Later Alligator"; знаменитая колыбельная Гершвина в берущей за душу блюзовой интерпретации. Хорошо всем знакомый "Полет орла" был первой из трех "латино-американских" вещей. За ним последовала удивительная по красоте мелодия "Арранхуэс", исполненная на акустической гитаре в сопровождении синтезатора… И можно забыть о всякой дешёвой рикимартиновщине: ведь настоящий испанский дух - не в том ширпотребе, который ловкие дядечки выдают за музыку, а в таких мелодиях, как эта, в которой - и сдержанный пыл, и скрытая тревога, и - колдовство… Сразу после - "Лолита" - авторское произведение Зинчука. Эта симпатичная вещица, памятная по клипу, в котором всякие попсюки увлеченно играют "в гитару", всё же проигрывает предыдущей: в ней не хватает глубины; по сути это, на мой взгляд, милая безделушка.
Зато следующее сочинение Зинчука ничуть не уступало сыгранным им ранее старинным шедеврам. Оно называлось "Под стенами старого замка" и представляло из себя, по словам автора, результат слияния кельтской культуры и эпохи Возрождения. Исполняя его, музыкант взял в руки мандолину - тот самый затейливый инструмент, привлекший мое внимание перед концертом. Музыка так зачаровала меня, что я закрыла глаза и даже не уловила, когда Зинчук сменил инструмент. Когда я вновь открыла глаза, у него в руках опять была электрогитара.
Первое отделение завершилось страннейшим произведением, в котором всё было загадочно, включая название: "Амадеус-146"; оно представляло из себя нечто почти футуристическое по звучанию, но с явным влиянием старинной музыки, а глубинный смысл его, как мне показалось, вне эпох и стилей… Из состояния транса меня вывел сам же волшебник, провозгласив посредством микрофона перерыв, чтобы подкрепиться и всё такое. Волей-неволей пришлось вернуться к реальности. Публика ломанулась в бар: как видно, не привыкшие к высокому искусству граждане нуждались в подкреплении сил.
Перед началом второго отделения вышла всё та же заморочка: музыканты явно не торопились с выходом, несмотря на многократные аплодисменты и выкрики из зала типа: "Витюха, выходи, не ломайся!". Наконец Зинчук вышел на сцену; я отметила небольшое изменение в его облике - голубой ободок на лбу. Извинившись за технические неполадки, он уселся на белый стул и сыграл душевнейший "Романс Гомеса".
|