Jon Lord - повелитель клавишных
 
Jon LORD, Санкт-Петербург, Ледовый дворец, 12.10.2009

20.12 – 22.56

Часть I
 

Старина Лорд, дедушка Лорд – так я называю его за глаза, про себя. Маэстро Лорд – такое звание он по праву должен носить. Право это он доказывал и продолжает доказывать всей своей жизнью, всем своим творчеством. Приближаясь в своему семидесятилетию, он по-прежнему продолжает сочинять и концертировать, исполняя произведения, которые раньше казались кому-то странными, кому-то  - новаторскими, но которые теперь, именно благодаря стараниям Джона Лорда, приравниваются к классике. Все это было продемонстрировано и на концерте в «Ледовом» дворце 12 октября.

Зал был оформлен строго, просто, но красиво. Описывая его убранство словами, я даже рискую нарваться на непонимание – что же тут красивого? Но, поверьте мне, это действительно смотрелось бесподобно, и такое оформление как нельзя лучше подходило к исполняемой в этот вечер музыке. На заднике сцены мерцали и шевелились пересекающиеся прямые отрезки, а рядом с ними располагались три балки с прожекторами (цвет которых менялся по ходу действа, но в основном это были оттенки белого, синего и фиолетового), наклоненными под разными углами. Этакий своеобразный урбанистический пейзаж, но было в нем что-то непонятно-завораживающее.

Отдельно стоит сказать о музыкантах, которые сопровождали Маэстро на этом концерте.

Я никогда не был поклонником оркестровой музыки, и даже сам знаменитый "Concerto…” Лорда я распробовал не с первой попытки, но тут, впервые столкнувшись с живым звучанием оркестра, должен сказать, что оно – это звучание – просто потрясает. Огромный живой инструмент, слаженная работа множества людей, низвергающая на зрителей то лавины звука, то плавные волны, но, тем не менее, величественные, как волны океана. А некоторые фрагменты в исполнении оркестра заставляли меня просто затаить дыхание. Особенно впечатлила меня виолончелистка, исполнявшая соло в "Pictured Within” и саму ведущую партию в этой песне.

Что же касается группы CRY FREE, то тут – увы – впечатления совершенно противоположные. У меня даже сложилось впечатление, что не будь их на сцене – почти ничего в звуковой палитре не изменилось бы. Быть может тут виной сет-лист, в котором участие рок-группы не имеет особого значения. Хотя сам "Concerto…” само собой подразумевает участие роковых электро-инструментов. Но, как мне показалось, CRY FREE, отработали как-то небрежно. Да, канонические партии гитары были сыграны, и сыграны верно, но и тут гитарист предпринял попытку внести что-то свое, но попытка эта была (уж извините меня) не интересна. Единственный персонаж из этого коллектива, который реально впечатлил меня, и которого по иронии судьбы мне совершенно не было видно за работой (его загораживал от меня, причем – загораживал полностью – Хаммонд) – это ударник. Уже в третьей части "Concerto…” он выдал шикарное соло, совершенно отличное от работы Пэйса, но соло – того же высочайшего уровня – и техничное, и интересное. А окончательно добило меня соло в "Gigue”. Поначалу я рассчитывал услышать копию работы Марио Аргандоны, а в итоге получил не менее впечатляющий перкуссионный фейерверк, обильно сдобренный псевдовосточными мотивами, шикарно вписавшийся в канву этого номера.

Вокалисты. Стив Балсамо оставил у меня не самые яркие впечатления. Ну не тот это человек, которому стоит исполнять роль Иэна Гиллана. И дело тут даже не в вокальном диапазоне и силе голоса. Нет у Стива той страсти, того надрыва, с которым выдает свои партии Гиллан. Тут я даже подумал, что стоило бы написать – «выдавал», но нет – Иэн Гиллан и по сей день старается буквально выжать из себя все до последней капли. Пусть голос уже не тот, и, заметно, что дается это ему с огромным трудом, но отдает он себя залу на все 120%. А Стив, похоже, смирился с тем, что ярче, эмоциональнее у него не получится, так чего же напрягаться? Именно такое у меня сложилось впечатление от его исполнения партии в "Child In Time”. Да и другие гиллановские партии звучали не намного лучше. В роли же Миллера Андерсона, и даже – Ковердэйла, Стив чувствует себя намного увереннее, и тут он – на своем месте, тем более, что местами у него есть такая великолепная помощница, как Кася Ласка.

Вот уж чей уровень абсолютно соответствует уровню Маэстро Лорда! Шикарное, просто великолепное, переполненное эмоциями исполнение всех партий, а в особенности мне понравились ее гармоничные голосовые подъемы в "Child In Time”. Чисто, звонко и в то же время с накалом, а тут еще и оркестр вместе с Хаммондом поддавали жару – это стоило послушать! Без нее Стив Балсамо совершенно загубил бы этот номер, да и вообще, по-моему, она и одна бы великолепно справилась с ним. Еще, пожалуй, стоит сказать о внешности сладкоголосой польки. На всех виденных мною записях она предстает с распущенными волосами и почти всегда – в черном платье. Здесь Кася была одета в красное платье, волосы были забраны назад и уложены вокруг головы, и – минимум косметики – чистая яркая природная красота, и такой же чистый и яркий голос. Браво!

Вот мы и подошли к главному действующему лицу этого выступления, точнее – к одному из главных действующих лиц. Поясню. Представляя сопровождающих его музыкантов в конце шоу, Джон Лорд наравне с оркестром, группой и вокалистами, жестами предложил зрителям поприветствовать и Хаммонд-орган, и рояль. И это правильно. Эти два инструмента верховодили на протяжении всего концерта, особенно – Хаммонд (не хочу приуменьшить роль оркестра, но это так).

О дедушке Лорде я даже затрудняюсь что-либо сказать. Его просто надо было видеть. Выражение его лица, его мягкий добродушный голос, само его поведение на концерте, его отношение к своим инструментам и к другим исполнителям. По всему было видно, что Маэстро получает огромное удовольствие от того, что происходит на сцене, и от того воздействия, которое его музыка оказывает на зрителей. Даже в те моменты, когда руки Лорда не были заняты клавишами, он внимательно следил за музыкантами, исполнявшими в это время основные партии, одобрительно кивая и покачивая головой, а во взгляде его была видна в это время истинно отеческая забота и внимание. Когда же Маэстро сам брался за дело, он просто преображался. Грохоча и шаря руками по клавиатуре Хаммонда, Лорд просто взрывал его и при этом взрывался сам. По моему телу то и дело бегали мурашки – о, Боже! – неужели это возможно! Неужели подобным звукам есть место на планете Земля! Звуки эти действительно порой казались неземными, Хаммонд сам казался живым пульсирующим, вибрирующим от страсти живым существом, а этот старикашка за его клавиатурой превращался в древнего богатыря, укрощающего невиданного зверя (недаром же Хаммонд Джона Лорда именовали "The Beast”!).

Когда же Лорд переходил к роялю, это был уже совершенно другой человек. Его пальцы нежно и бережно касались клавиш, как бы лаская их, взгляд из под очков был добрым и ласковым, но в то же время строгим и серьезным, как будто, проведя столько лет, играя на различных клавишных, Маэстро по сей день остерегается, как бы не допустить ошибки.

И когда Лорд играл на рояле, и когда он разрывал свой Хаммонд, во всем его поведении, в его взгляде, в его движениях, была видна огромная любовь к этим инструментам и к той музыке, которая исторгалась из их недр. Только в случае с роялем это была нежна, заботливая отеческая любовь, а возможно – любовь сына к своим родителям. Когда же Маэстро зажигал на органе, то это была скорее любовь к старому преданному другу, которого можно порой при случае и незлобно пнуть и закатить ему дружескую оплеуху.

Ну а теперь – сам концерт. Начался он с небольшой задержкой – всего на 12 минут, что позволило зрителям полностью заполнить зал. Когда же я вошел в помещение около 19.40, то он был почти пуст, настолько, что я даже ужаснулся – неужели наш зритель настолько невежественен, что, заполняя стадионы на «Лесоповал», Николая Баскова и Бритни Спирс, способен пропустить такое поистине уникальное событие. Но нет – мои опасения оказались напрасны.

Андрей Кириллов.
Представитель сайта www.deep-purple.biz 
 
 
Читать далее: Часть 2 Часть 3 Часть 4
 



     Qiwi-копилка

     
     
    Аудио шедевры Deep Purple.
     
     
    Deep Purple, Higwaystar, Video.
                      
     
     
     Lirycs   Lirycs  Discographies Ian Gillan  Discographies Roger Glover  Discographies John Lord  Discographies Richard Blackmore  Discographies Ian Paice

    Deep Purple



      Deep Purple Magazine Gallery. 1-5  Deep Purple Magazine Gallery. 6-9  Deep Purple Magazine Gallery. 10-12  Ian Gillan Magazine Gallery  Purple Personnel Magazine Gallery

        
 
 
Russian Unofficial Fan Site Deep Purple 2005 © 2017
 Яндекс цитирования